Неточные совпадения
— Я думаю, — сказал Константин, — что никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет
основы в личном интересе. Это общая истина,
философская, — сказал он, с решительностью повторяя слово
философская, как будто желая показать, что он тоже имеет право, как и всякий, говорить о философии.
— Вы прочитайте Томаша Масарика, его «
Философские и социологические
основы марксизма».
Каждая проблема обсуждалась в духовной целостности, в каждой проблеме
философской, культурной, социально-исторической видели религиозное ядро и
основу.
Неукорененность в мире, который впоследствии в результате
философской мысли я назвал объективированным, есть глубочайшая
основа моего мироощущения.
Их
философское миросозерцание было ложным по своим
основам, но они были правдолюбивые люди.
Религиозная вера лежит в
основе и всякой цивилизации, и всего пути истории, и
философской мысли.
Но по
философским и религиозным
основам своего миросозерцания Маркс не мог дальше пойти верным путем.
Славянофилы основывались не только на
философском универсализме, но и на универсализме христианском, в
основах их миросозерцания лежало известное понимание православия, и они хотели органически применить его к своему пониманию России.
А наряду с этим возрождается интерес к
философским проблемам, с новой силой ощущается потребность в
философском пересмотре
основ миросозерцания, вновь беспокоит вековечно-метафизическое.
Эта же вера легла в
основу учения Вл. Соловьева о действенном искусстве, которому он присвоил название теургии [Понятие теургии Соловьев разрабатывал в своем трактате «
Философские начала цельного знания».
Философии тоже не чуждо своеобразное логическое мифотворчество, и в
основе действительно оригинальных, творческих
философских систем всегда лежит — horribile dectu [Страшно произнести (лат.).] —
философский миф.
Здесь в законные права вступает религиозная интуиция или вера: о нездешних корнях нашего бытия нам может поведать только откровение, неизбежно выливающееся в форму мифа, который затем уже может получить и
философскую обработку, быть положен в
основу философемы.
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в
основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение
основ бытия, другими словами, своеобразный
философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия.
Поэтому тенденция католического богословия, направленная к тому, чтобы сделать томизм [Официальная доктрина католической церкви,
основы которой разработал Фома (Thomas — отсюда «томизм») Аквинский.] как бы нормой
философского творчества, налагает на католических философов бремя ненужного и вредного догматизма, неизбежно приводящего к лицемерию.
Ибо если вообще философия, сколь бы ни казалась она критичной, в
основе своей мифична или догматична, то не может быть никаких оснований принципиально отклонять и определенную религиозно-догматическую философию, и все возражения основаны на предрассудке о мнимой «чистоте» и «независимости» философии от предпосылок внефилософского характера, составляющих, однако, истинные темы или мотивы
философских систем.
Религия имеет в своих
основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие опыта берется здесь в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной
философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
Возможно, что в
основе его мистического визионерства и «первичной
философской интуиции» (по выражению А. Бергсона), каковой являлся свет, — лежал его личный психологический опыт эпилептика (см.: Блонский П. П.
Между тем как
философская антропология должна быть
основой этики.
Эти два положения стали
основой миросозерцания и верующих и неверующих нашего псевдо-христианского общества. Из второго положения вытекла церковь с ее учреждениями. Из первого вытекает наше общественное мнение и наши
философские и политические теории.